Если мотивации не хватает, а желание избавиться от алкогольной зависимости есть, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам, которые, кроме метода убеждения, применяют подтверждённое многолетней практикой эффективное комплексное лечение алкоголизма
Производство и потребление алкоголя в стране продолжают увеличиваться. В потребление алкоголя вовлекаются новые группы населения – женщины и молодёжь.
Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений, всё меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится всё более терпимым.
Как алкоголь проникает в мозг и сознание подростка ещё до выпивок?
Алкогольная статистика свидетельствует о том, что 96.2% пьющих людей пристрастились в алкоголю в возрасте до 15 лет, а примерно треть пьющих – до 10 лет.
Алкоголь в среде подростков часто воспринимается как символ взрослой жизни. Кроме того, молодые люди нередко начинают пить за компанию, из-за боязни показаться «слабаком» или из-за безделья и неумения занять себя чем-то интересным.
Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания кумирам; с другой стороны – безучастность и некомпетентность значимых взрослых, в том числе родителей.
Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).
Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков. Рано или поздно ребёнка угощают каким-либо спиртным. И очень многое зависит даже от того, как понимают в семье само это слово – «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку».
В некоторых семьях детям бездумно дают пиво или вино, начиная с плодово‑ягодных, домашних, сладких, вроде бы «безобидных». И постепенно приучают ребенка к мысли, что алкоголь — это вкусно, это хорошо. Обычно же ребёнка постепенно приучают к алкогольному ритуалу пития: сначала он чокается стаканом с водой, потом появляется вино и более крепкие напитки. Взрослея, ребёнок уже не представляет застолье без спиртного на столе. Просто не понимает, как это можно пить чай и общаться друг с другом без выпивки.
Между тем, в последнее время появляются всё новые подтверждения того, насколько разрушительно действует алкоголь на растущий организм.
В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола.
Результатом такого действия является изменение личности подростка, нарушается:
- логическое абстрактное мышление
- интеллект
- память
- эмоциональное реагирование
При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5–7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.
Этапы развития алкоголизма в детских и юношеских возрастных группах
Формирование алкоголизма у подростков зависит от следующих факторов
- Физиологические (патология беременности, черепно-мозговые травмы, органические заболевания мозга, тяжёлые инфекционные и соматические заболевания в раннем детстве)
- Отягощённая наследственность
- особенности характера (При эпилептоидном типе акцентуации характера подростки употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. При возбудимом типе – употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость)
- Психотравмирующие факторы (ранняя утрата и/или алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность)
Важная задача педагогов и родителей во время заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.
Алкоголь – фактор риска для формирующегося мозга подростков
Раньше считалось, что мозг человека полностью формируется к 18 годам. Но последние данные доказывают, что этот процесс завершается значительно позже. По мнению большинства экспертов, в среднем формирование мозга заканчивается к 25 годам, но у разных людей эти сроки могут варьировать.
Больше всего времени требуется на «созревание» префронтальной коры, ответственной за «исполнительные функции», к которым относится способность управлять своим временем, умение планировать, критически мыслить, контролировать импульсы.
Изучение мозга подростков, злоупотребляющих алкоголем, выявило изменения в белом веществе мозга, а также в в префронтальной коре и гиппокампе.
Белое вещество мозга ответственно за передачу сигналов, серое – связано с высшей нервной деятельностью (с его помощью мы воспринимаем окружающий мир, обладаем способностью видеть и слышать, проявлять эмоции). За память, эмоции и внимание отвечает гиппокамп.
Немецкое общество клинической нейрофизиологии и функциональной визуализации (DGKN), опираясь на данные, приведённые в статье журнала “Frontiers in Psychology”, обращает внимание на существенные различия в структуре и объёме головного мозга непьющих подростков и тех, кто употребляет алкоголь.
С помощью магнитно-резонансной томографии было установлено, что у подростков – любителей алкоголя, объём мозга и мозжечка заметно меньше, чем у их ровесников, не увлекающихся алкоголем. Меньше у пьющих подростков и доля белого вещества мозга.
Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что употребляющие алкоголь подростки имеют проблемы с усвоением новой информации. Они не способны долго удерживать на чем-то своё внимание, а на различные события реагируют слишком импульсивно.
Американские учёные смоделировали употребление алкоголя подростками на грызунах. В результате было доказано, что у мышей подросткового возраста в результате употребления алкоголя ухудшаются мыслительные способности, возрастает тревожность и усиливается тяга к алкоголю. Кроме того, у них эта тяга проявлялась во взрослом возрасте.
Это же доказывают и наблюдения за людьми, начавшими употреблять алкоголь в подростковом возрасте: в дальнейшем они более склонны к чрезмерному употреблению спиртного, что приводит к развитию алкоголизма. Таким людям намного труднее контролировать своё поведение.
Существуют и определённые половые отличия. Совместное исследование британских учёных университета Нью-Мексико и учёных из университетского колледжа Лондона, показали, что мозг девушек-подростков более уязвим для алкоголя.
Статья подготовлена специалистом исключительно в ознакомительных целях. Мы настоятельно призываем вас не заниматься самолечением. При появлении первых симптомов - обращайтесь к врачу.
Содержание страницы проверено и подтверждено на соответствие медицинским стандартам специалистами медицинского центра «Норма»:
Стекольщиков Сергей Вячеславович
Психиатр, психиатр-нарколог, главный врач медицинского центра «Норма»
Год рождения – 1956
Должность – генеральный директор, врач психиатр-нарколог
Профессиональное образование
Ленинградский педиатрический медицинский институт, годы обучения 1982-1990Последипломное образование
Интернатура при Ленинградском педиатрическом медицинском институте, специальность – психиатрия, годы обучения 1990-1991
Дополнительное образование
ФГБУ «Санкт-Петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения РФ
Год обучения – 2001, специальность – психиатрия-наркология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Год обучения – 2006, специальность – психотерапия
Работа и занимаемые должности
1991-1993 гг. – Ленинградская детская психоневрологическая больница, должность: врач-психиатр
1993-2000 гг. – Санкт-Петербург, медицинский центр «Бехтерев», должность: врач психиатр-нарколог
2001-2004 гг. – Санкт-Петербург, многопрофильный медицинский центр, ООО «Норма-пси», должность: генеральный директор, врач психиатр-нарколог
2005-2024 гг. – Санкт-Петербург, многопрофильный медицинский центр, ООО «Норма Кор», должность: генеральный директор, врач психиатр-нарколог
При подготовке статьи использованы «Методические рекомендации для педагогов и родителей», подготовленные Автономной некоммерческой организацией «Медицинский информационно-аналитический центр Тюменской области» и Управлением медицинской профилактики Департамента здравоохранения Тюменской области.
Правомочность оказания медцентром «Норма» медицинской помощи и специализированных медицинских услуг подтверждает полный комплект необходимых разрешений, сертификатов и лицензий
Все методы лечения и диагностики имеют противопоказания. Пожалуйста, не забудьте получить консультацию врача!